Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ – детский сад № 77 на 2023 – 2024 учебный год Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 77 (далее МБДОУ № 77) является нормативным документом. Нормативной базой для составления плана являются: - Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года №273-Ф3; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17. 10. 2013); - Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3658-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Устав МБДОУ - детский сад № 77. Основными задачами учебного плана являются: Регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях непосредственно образовательной деятельности; Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования в условиях организации непрерывной образовательной деятельности. В МБДОУ № 77 функционирует 6 групп общеразвивающей направленности: 1 группа для детей раннего возраста 1-3 лет; 1 группа для детей в возрасте 3-4 лет; 1 группа для детей в возрасте 4-5 лет; 2 группы для детей в возрасте 5-6 лет; 1 группа для детей в возрасте 6-7 лет. Учебный план ориентирован на организацию образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Продолжительность учебного года составит 36 недель. Содержание образовательной деятельности: - выстроено в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - определяется в соответствии с направлениями (далее образовательными областями) развития ребенка: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. - соответствует принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социальные отношения, формирование основ гражданственности и патриотизма, трудовое воспитание, безопасное поведение. Образовательная область «Познавательное развитие»: сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа. Образовательная область «Речевое развитие»: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, интерес к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство, прикладное творчество). Образовательная область «Физическое развитие»: подвижные игры, формирование основ ЗОЖ, основная гимнастика, спортивные упражнения и игры, активный отдых. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Различные формы работы с детьми организуются в первую и вторую половину дня. В первой половине дня в младших и средней группах планируются не более двух видов непрерывной образовательной деятельности. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительность занятий для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4 лет - не более 15 минут, от 4 до 5 лет - не более 20 минут, от 5 до 6 лет - не более 25 минут, от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной группах 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной непосредственной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Чтение художественной литературы организуется ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Время для чтения определено в распорядке дня. Продолжительность чтения: 1520 минут - младшие и средняя группа; 20-25 минут - старшая и подготовительная группы. Занятия с детьми раннего возраста по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют 2 раза в неделю в групповом помещении или в физкультурном зале, в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в группе раннего возраста – 10 минут, в младших группа - 15 минут, в средней группе - 20 мин, в старшей группе - 25 мин, в подготовительной к школе группе - 30 минут. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Музыкальное развитие осуществляется музыкальными руководителями; физкультурное - инструктором по физической культуре. В МБДОУ №77 не проводятся занятия с использованием компьютеров. Частично используется показ мультфильмов, детских познавательных передач через мультимедиа проектор, телевизор. Санитарные требования к просмотру телепередач соблюдаются. В середине учебного года (с 1 по 8 января) для детей организуются зимние каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. В учебном плане распределение нагрузки основано на принципах дифференциации и вариативности. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. 1. Обязательная часть - не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в обязательной части Плана определено минимальное количество занятий, отведенное на образовательные области, определенные в приказе № 1155 от 17.10.2013г. Обязательная часть обеспечивает планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть учебного плана обеспечивает вариативность образования, отражает специфику МБДОУ – детского сада № 77. Следующие парциальные программы являются дополнением к основной образовательной программе: - С.Н.Николаева «Юный эколог» - программа направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам; - Е.В.Колесникова «От звука к букве» - программа по подготовке к обучению грамоте; - Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»/«Я считаю до двадцати» - программа по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет; - Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»/«Я считаю до десяти» - программа по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет; - Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»/«Я считаю до пяти» - программа по формированию элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Реализация регионального компонента представлена программами «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева) и интегрирована в 1/3 части от различных видов организованной образовательной деятельности. Содержание программ направлено на расширение и углубление содержания обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования, отбирается в соответствии с потребностями и интересами участников образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с учетом этнокультурных особенностей и представлено содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям).