01.02.2023
Чему учат зеленые аксиомы?
В XXI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое десятилетие нового века произошло более 4000 стихийных бедствий. Более миллиона людей погибло. Пострадало более трети населения планеты!
Гармонизация отношений общества с природой не может быть достигнута только техническими решениями. Пришло время новому мировоззрению, новой психологии и системе ценностей. Сделать мир более устойчивым сможет только культура и образование. Зеленые аксиомы – это наша попытка представить нравственные законы, необходимые для устойчивого развития.
Зеленые аксиомы не придуманы. Они являются следствием экологического императива. Это научное понятие впервые предложил академик Н.Н. Моисеев. Экологический императив означает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». Экологический императив «не зависит от воли отдельного человека… Но реализация этого соотношения зависит от воли человека!» [Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. М., 1994].
Зеленые аксиомы исходят из того, что объективно на планете существует
— общая для всех среда жизни;
— граница дозволенной природой хозяйственной деятельности человека;
— мера допустимого изменения природных систем и окружающей среды;
— необходимость учета дефицитных ресурсов в любой деятельности;
— принципиальная возможность совместного и совместимого развития общества и природы, их коэволюции.
Чтобы перейти к устойчивому развитию, необходимо решить две задачи:
— сохранить на планете существующее природное и культурное разнообразие, не допустить их сокращение (задача-минимум);
— переходить на природоподобные технологии, зеленую экономику и зеленое потребление (задача-максимум).