Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Объем и реализация рабочей программы 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.5. Планируемые результаты освоения программы 3 3 4 4 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программа «Шахматы», первый год обучения 7 2.2. Программа «Шахматы», второй год обучения 9 2.3. Программа «Шахматы», третий год обучения 11 2.4. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ 12 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы 14 2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников 14 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-тематический план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Учебный план 3.4. Тематическое планирование 3.5. Планируемые результаты изучения предмета 3.6. Материально-техническое обеспечение 3.7. Методическое обеспечение 2 16 16 17 17 34 36 36 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Шахматы – это не только популярная игра, но и эффективное средство развития у детей фундаментальной способности действовать «в уме». Поэтому так важно использовать шахматную игру, как инструмент развития уже в дошкольном возрасте. Процесс обучения шахматной игре позволяет детям рассуждать, сравнивать, обобщать, планировать, делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности, выполнять анализ и синтез, преодолевать эгоцентризм и синкретизм. Учебный материал данной программы интересный и занимательный для детей. Он включает в себя следующие элементы: - сказку (читается дидактическая шахматная сказка или демонстрируется её презентация); - импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка); - дидактическая игра; - использование сюрпризных моментов; - решение нестандартных занимательных заданий. Учёт всего этого позволяет сделать шахматные занятия увлекательными, эмоционально-насыщенными и здоровьесберегающими. Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Шахматы» для детей 4-7 лет разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО); - авторской программы «Шахматы - школе» автор И.Г. Сухин, (Шахматы-школе. Рабочие программы 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ И.Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 2019); - с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад № 77; - с образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса, особенностями обучающихся, профессиональными возможностями учителя, состоянием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 1.2. Цель. Задачи Цель: поэтапное развитие у детей способности действовать «в уме» с помощью «Шахматно-задачной технологии», используя шахматы как инструмент развития. Задачи: - привить детям интерес к шахматам; - обеспечить поэтапное развитие способности действовать «в уме»; - создать у ребенка добротную элементарную базу - основу для дальнейшего совершенствования. 3 1.3. Объем и реализация рабочей программы Программа рассчитана на детей 4-7 лет. В состав группы входит 8 детей. Предполагает проведение двух занятий в неделю в первую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае. Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 33 часа. 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Дополнительная образовательная программа «Шахматы» для детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Шахматы» И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в ученом процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение», фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». Возрастная характеристика контингента детей 4-5 лет. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинноследственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет. 4 В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это 8 можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям 1.5. Планируемые результаты освоения программы На личностном уровне: - формирование первичных представлений о самостоятельности и личной ответственности при решении дидактических шахматных задач и при участии в дидактических играх; - мотивация к обучению и познанию; - тренировка самостоятельности, ответственности; - умение анализировать свои действия и управлять ими; - выработка умения работать на результат; - развитие творческого начала. На метапредметном уровне: - дети соотносят уже известный учебный материал с тем, который ещё неизвестен; - нахождение конкретной цели, а также промежуточных целей при решении шахматных задач и головоломок; - тренинг прогностической функции мышления; - выявление скрытых умственных резервов. 5 На познавательном уровне: - обретение общеучебных универсальных действий; - становление логического мышления; - формирование действий постановки и решения проблемы На коммуникативном уровне: - умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом; - использование специальных шахматных терминов в речи; - уважительное и доброжелательное отношение к сопернику при проведении дидактических игр в паре; - оценивание точки зрения других детей; - проявление инициативы; - умение слушать не перебивая, слышать собеседника, вести диалог; - умение признавать свои ошибки в корректной форме; - понимание причин успеха при решении той или иной задачи. На предметном уровне: - овладение шахматной компетенцией; - знакомство с основными элементами шахмат; - развить «чувство фигуры» (прочувствовать возможности каждой из шахматных фигур); - в ходе решения дидактических задач и участия в дидактических играх овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; - развитие навыка устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. 6 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программа «Шахматы, первый год» Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Тематика курса первого года обучения. 1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонталей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. В Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: «Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную шахматную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 7 «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении и бросает мяч кому-то из воспитанников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятия фигур (основная тема учебного курса первого года обучения). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, Лёгкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая Функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна победить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри Часовых». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматные доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля находящиеся под ударом чёрных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы Белая фигура ни разу не оказалось под ударом чёрных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доске. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведётся не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определённое поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на чёрную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белый фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигуры защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» Полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника. 8 5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Дидактические игры и задания: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит ли король под Шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять Шахов». Каждый из пяти Белых фигур нужно объявить шах чёрному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, дан ли мат чёрному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли реагировать в тех или иных случаях. 6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самое общее представление о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания: «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 2.2. Программа «Шахматы, второй год» На втором году обучения много занятий посвящено простейшим методом реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Тематика курса второго года обучения. 1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонтали и вертикали, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания: «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикали, ученики должны назвать её (например: «Вертикаль «Е»). Так воспитанники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «на какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи? И т.п. «Назови горизонтали». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагонали». А здесь определяется диагональ. «Какого цвета поле?». Учитель называет какой - либо поле и просит определить его цвет. 9 «Кто быстрее». К доске вызывают два воспитанника, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одну из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы воспитанников. 3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижения материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания: «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «какая фигура сильнее? Насколько очков?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырёх фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационный доске учебное положение, в которых, белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 4. Постановка мата одинокому королю. Две ладьи против короля. Ферзь и Ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания: «Шах или мат». Шах или мат чёрному королю? «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход чёрному королю. «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы чёрный Король отступил на одну из крайних вертикали или горизонтали. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы чёрным пришлось отойти королём на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у чёрного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, Миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания: «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитить от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 6. Шахматная комбинация. Достижение мата путём жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождение пространства, уничтожение защиты и другое. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические игры и задания: 10 «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. 2.3. Программа «Шахматы, третий год» На основе ранее приобретённых знаний и умений воспитанники углубляют представления обо всех трёх стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отобран не только доступные, но и максимально ориентированы на зоны ближайшего развития воспитанников материал. 1. Основы дебюта. Двух – и трёхходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки – хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничная пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания: «Мат в один ход», «Поставь мат в один ход не рокировавшемуся королю», «Поставить детский мат». Белые или чёрные начинают и объявляет противнику мат в один ход. «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Здесь надо найти ход, после которого рано введённая в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (как правило, в данном разделе, в отличие от второго года обучения, таких ходов несколько). «Выведи фигуру». Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. «Поставить мат в один ход «повторюшке»». Требуется объявить мат противнику, которые слепо копирует ваши ходы. «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают чёрный мат в два хода. «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда»». Надо провести манёвр, Позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?» Требуется определить, не приведёт ли выигрыш пешки проигрышу материала или мату. «Захвати центр». Надо найти ход, ведущей к захвату центра. «Можно ли сделать рокировку?» Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. «В какую сторону можно рокировать?» В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. «Чем бить чёрную фигуру?» Здесь надо выполнить взятия, позволяющие избежать сдвоения пешек. 11 «Сдвой противнику пешки». Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. 2. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Комбинации на мат в три хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушение королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «Рентгена», Перекрытия и другое. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические игры и задания: «Выигрыш материала». Надо провести типичный тактический прием либо комбинации и остаться с лишним материалом. «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. «Сделай ничью». Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. 3. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (Простые случаи), ферзя (при неудачном расположение неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (При неудачном расположение неприятельское ладьи), слона (Простые случаи), коня (простые случаи). Постановка мата двумя слонами (простые случаи). Постановка мата слону и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит ферзи без помощи своего короля. Правила «квадрата». Пешка проходит ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятый, четвёртый, третий, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (Два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания: «Мат в два хода». Белые начинают и дают чёрный мат в два хода. «Мат в три хода». Белые начинают и дают чёрный мат в три хода. «Выигрыш фигуры». Белая проводит тактические удары и выигрывают фигуры. «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку ферзи. «Проведи пешку ферзи». Тут требуется провести пешку ферзи. «Выигрыш или ничья?». Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. «Куда отступить королём?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королём, чтобы добиться ничьей. «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей. 2.4. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на адекватный возраст разнообразных формах работы с детьми. В данном образовательной процессе используются следующие формы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста: групповая и индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры и задания, игровые 12 упражнения, головоломки, кроссворды, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), творческие задания, коллекционирование, конкурсы, турниры, праздники, викторины, экскурсии. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. По источнику передачи и характеру восприятия информации рассматривается классификация методов, предложенная С.И.Петровским и Е.Я.Голантом: словесные, наглядные, практические. Следующая классификация методов, предложенная М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, позволяет определить характер познавательной деятельности детей и способ усвоения содержания образования. На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Метод проблемного изложения. Разбор позиций разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, стремление к самостоятельному поиску ответа. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Комплекс приемов: ✓ приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и т.д.); ✓ приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование и т.д.; ✓ приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация, праздники, экскурсии и т.д.); ✓ приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и т.д.); ✓ приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего решения и т.д.). 13 Педагогическая целесообразность программы «Шахматы» заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают все задачи шахматного образования детей старшего дошкольного возраста. 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы Для воспитанников первого года освоения Программы приоритетной сферой инициативы является внеситуативно-личностное общение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержке детской инициативы: - создает положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; - уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки; - поощряет созидание по собственному замыслу, обращает внимание на полезность будущего продукта для других, доставленную радость окружающим; - создает условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - помогает детям в решении проблем организации игры; - привлекает к планированию деятельности коллектива детей на день и более отдаленную перспективу; - создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам. Для воспитанников второго года освоения Программы приоритетной сферой инициативы является изучение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержки детской инициативы: - вводит адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта; - спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал; - создает условия (ситуации), позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников; - обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого из них; - помогает при необходимости в решении проблем при организации игры; - привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более отдаленную перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения; - создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам. 2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников 14 В процессе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и общения. Совместная работа всех педагогов помогает ребенку самореализоваться в жизни, быть активным членом общества, дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения. Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества: - родительские собрания с использованием слайдовых презентаций («Шахматы – не просто игра», «Я – дошкольник: дополнительная образовательная деятельность в ДОУ («Шахматы») с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми игры в шахматы; - наглядный материал в родительском информационном уголке с целью знакомства родителей с работой шахматного кружка; - памятка «Играем вместе» с целью закрепления пройденного материала; тематические консультации («В шахматисты прямо из песочницы», «Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?» и др.) с целью педагогического просвещения, обеспечения целостного развития личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию; - индивидуальные беседы об успехах детей, «О продолжении дальнейшего обучения детей шахматам в центре «Надежда», «Использование детской литературы по изучению шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам; - оформление мини-музея «Шахматный мир» с целью совместного участия в создании своеобразной экспозиции в ДОУ; - анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье; - мини-турнир с участием родителей. 15 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-тематический план Тема 1 год обучения (33 ч) Шахматная доска Шахматные фигуры Начальная расстановка фигур Ходы и взятие фигур Цель шахматной партии Игра всеми фигурами из начального положения Повторение программного материала Тема 2 2 год обучения (34 ч) Повторение программного материала Краткая история шахмат Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Постановка мата одинокому королю Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация Повторение программного материала Тема Распределение учебных часов 3 1 1 16 7 3 3 год обучения (68 ч) Повторение программного материала Основы дебюта Основы миттельшпиля Основы эндшпиля Повторение программного материала Распределение учебных часов 2 1 2 4 4 3 15 3 Распределение учебных часов 4 24 18 19 3 3.2. Календарный учебный график Шахматный клуб Содержание Режим работы 10,5 часов - с 7.30 до 18.00; ДОУ пятидневная рабочая неделя Начало 1 сентября учебного года Окончание 31 мая учебного года 16 Продолжительность учебного года Педагогическая диагностика (мониторинг) 36 недель 1-2 неделя сентября (вводный) 3-4 неделя мая (промежуточный/итоговый) Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1-2 мая – Праздник весны и труда; 9 мая – День Победы Летний оздоровительный период 1 июня по 31 августа 3.3. Учебный план Направленность Наименование средняя старшая подготовиДОП образовательной группа группа тельная услуги по группа (4-5 лет) (5-6 лет) (6-7 лет) предоставлению обучения по ДОП Длительность занятий не более 20 не более 25 не более 30 минут минут минут Количество занятий в неделю/год СоциальноШахматный клуб 2/72 2/72 2/72 педагогическая направленность 3.4. Тематическое планирование Тема Шахматная доска 1 год обучения Тематическое планирование Чтение и инсценировка дидактической сказки И. Г. Сухина «Удивительные приключения шахматной доски» или показ одноименной презентации. Знакомство с шахматной доской. Диаграмма. Демонстрационная шахматная доска. Поля (шахматные поля). Белые поля. Черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. 17 Характеристика видов деятельности воспитанников Находить белые и черные поля, белые и черные диагонали на шахматной доске. Правильно располагать шахматную доску. Распознавать горизонталь, вертикаль, диагональ. Считать количество полей в шахматных «дорожках»: горизонталях, вертикалях, диагоналях. Определять количество Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки И. Г. Сухина «Котятахвастунишки» или показ одноименной презентации. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Работа с презентацией «Шахматные загадки И. Г. Сухина ко второму уроку». Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». Диагональ. Белая и черная диагонали. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Работа с презентациями сказками И. Г. Сухина «Как появилась шахматная доска» или «Лена, Оля и Баба Яга». Дидактическое задание «Диагональ». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (3 ч). Шахматные Белые. Черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Работа фигуры с презентациями-сказками И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», «Как 18 горизонталей и вертикалей на шахматной доске. Выявлять сходство и различие горизонтали, вертикали и диагонали. Находить на шахмат - ной доске горизонтали, вертикали, диагонали и центр. Сравнивать диагонали по количеству полей. Делать вывод о том, в каких шахматных «дорожках» полей больше, чем в других. Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме. Предлагать варианты развития сюжета в дидактических сказках и презентациях-сказках. Различать шахматные фигуры по цвету, форме и размеру. Рисовать шахматные фигуры. появились шахматные фигуры», «Оля, Добрыня и шахматы». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая» (1 ч). Начальное положение (начальная Начальная расстановка позиция). Расстановка фигур шахматной партией. перед фигур Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, и начальным диагоналями положением фигур. Работа с презентацией-рифмовкой И. Г. Сухина «Я смотрю на первый ряд…» и с презентацией-сказкой И. Г. Сухина «Книга шахматной мудрости». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч» (1 ч). Место каждой из фигур в Ходы и начальном положении. Ход. Ход взятие ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, фигур короля. Невозможный ход. Взятие. угрозы. Размен. Создание Нападение на фигуры противника. Особенности использования цветных магнитов на доске. демонстрационной Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Авторские дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», 19 Предлагать варианты развития сюжета в презентацияхсказках. Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме. Расставлять начальное положение. Находить ошибки в неправильно расставленной начальной позиции. Выявлять связь между «дорожками» шахматной доски и начальным положением. Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках. Разучивать рифмовку о начальном положении. Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме. Воспроизводить на своей шахматной доске позиции из малофигурные учебных пособий. Выполнять ход и взятие каждой из шахматных фигур. Разменивать при необходимости однотипные фигуры. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Устанавливать общее и различия между дидактическими заданиями. Анализировать простейшие положения, возникающие в ходе дидактических игр. «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру» с каждой из фигур. Простые дидактические задания как основа решения более сложных. Авторские дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» с каждой из фигур. Дидактические задания как опора для дидактических игр «Доматовый» период обучения как модель тех или иных реальных ситуаций, которые могут сложиться в реальной шахматной партии. Работа с поурочными презентациями шахматных загадок И. Г. Сухина и другими презентациями. Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (16 ч). Цель шахматной партии Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной задание шах». Дидактическое «Кратчайший путь» как модель для поиска шаха в той или иной позиции. Дидактическая игра «Первый шах». Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Работа с 20 Ставить себя на место партнера при обдумывании хода — преодолевать эгоцентризм. Налаживать простейшие связи между своими шахматными фигурами. Нарушать взаимодействие неприятельских фигур. Выявлять главный фактор в той или иной позиции — тот, который помогает выбрать лучший ход. Находить алгоритм решения той или иной головоломки. Выявлять атакующие и защитительные ходы. Обосновывать выбор своего хода при решении задач. Замечать простейшие связи между фигурами — преодолевать синкретизм. Находить парадоксальные ходы, которые позволяют решать занимательные задачи. Выбирать сильнейший ход из нескольких возможных. Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме. Воспроизводить на своей шахматной доске малофигурные позиции из учебных пособий. Объявлять шах, открытый шах, двойной шах. Освоить способы защиты от шаха. Находить лучшую защиту от шаха. Ставить мат различными фигурами и их сочетаниями. Освоить способы, которые могут спасти худшую партию: пат и вечный шах. Различать шах, мат и пат. Проводить короткую и длинную рокировку. презентацией-сказкой И. Г. Сухина «Страна Грез». Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные при- меры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». Работа с презентацией «Шахматные загадки И. Г. Сухина к двадцать Цикл восьмому уроку». дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (7 ч). Игра всеми Правила поведения за шахматной фигурами из доской. Игра без пояснений о том, начального как лучше начинать шахматную положения партию. Шахматы — это время, пространство и материал. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию: 1) как можно быстрее вводить в игру свои фигуры; 3) без необходимости не делать два хода подряд одной и той же фигурой; вводить в игру легкие фигуры раньше, чем тяжелые; 4) для обеспечения более безопасной позиции для короля выполнять рокировку; 5) фигуры должны занимать активные позиции; 6) фигуры должны занимать безопасные позиции; 7) следует ограничивать подвижность фигур противника; 8) не ставить более ценные свои фигуры под удар менее сильных фигур противника; 21 Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Моделировать ситуации постановки мата. Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме. Выявлять главный фактор в той или иной позиции, который помогает объявить мат в один ход на первых ходах партии. Находить мат в один ход в коротких партиях. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме. 9) особое внимание уделять центральным полям. Демонстрация коротких партий. Дидактическая игра «Два хода». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (3 ч). Повторение Шахматная доска, белые и черные горизонталь, вертикаль, программно поля, диагональ, центр, названия го материала шахматных фигур, ходы шахматных фигур, белопольные и чернопольные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры. Шах, открытый шах, двойной шах, мат, ничья, пат, рокировка, шахматная партия, короткие партии (2 ч). Проговорить основные термины шахмат: шахматная доска, белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальная позиция, королевский фланг, ферзевый фланг, ход, взятие, нападение, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат, рокировка, выигрыш, проигрыш, ничья, качество, легкая фигура, тяжелая фигура. Повторить названия всех шахматных фигур и основные правила шахмат: ходы и взятия каждой из фигур (в том числе взятие на проходе, превращение пешки, проведение короткой и длинной рокировки). 2 год обучения Тема Тематическое Характеристика видов планирование деятельности воспитанников Шахматная доска, белое Проговорить основные Повторение программного и черное поле, горизонталь, термины шахмат: вертикаль, диагональ, белая шахматная доска, белое поле, материала диагональ, черная диагональ, черное поле, горизонталь, большая белая и большая вертикаль, диагональ, центр, черная диагонали, центр. начальная позиция, королевский Ходы шахматных фигур. фланг, ферзевый фланг, Нападение, шах, мат, пат. ход, взятие, нападение, шах, Выигрыш, проигрыш, открытый шах, двойной шах, ничья. Начальное положение. вечный Работа с презентациями- шах, защита от шаха, мат, пат, рокировка, выигрыш, проигрыш, сказками И. Г. Сухина «Приключения в ничья, качество, легкая фигура, 22 Краткая история шахмат Шахматная нотация Шахматной стране», «Как появились шахматные фигуры», «Страна Грез». Короткая и длинная рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Работа с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы, второй год: Материалы к урокам 1–2» (2 ч). Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Работа с презентацией-сказкой И. Г. Сухина «Книга шахматной мудрости». Коротко о чемпионах мира по шахматам. Работа с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы, второй год: Материалы к уроку 3. Краткая история шахмат. Легенда о радже и мудреце» (1 ч). Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». 23 тяжелая фигура. Повторить названия всех шахматных фигур и основные правила шахмат: ходы и взятия каждой из фигур (в том числе взятие на проходе, превращение пешки, проведение короткой и длинной рокировки). Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках. Получить первое представление об истории шахмат. Оценить поступки раджи и мудреца — изобретателя шахмат в «Легенде о радже и мудреце». Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках. Находить на шахматной доске каждую горизонталь, вертикаль, диагональ и конкретное шахматное поле в соответствии с шахматной нотацией. Называть цвет того или иного поля: глядя на шахматную доску и не глядя на нее — совершая Ценность шахматных фигур Рифмовка И. Г. Сухина необходимые операции «в уме». о шахматной нотации «Мы Отличать краткую и полную сидели на крыльце…». шахматную нотацию. Обозначение шахматных Записывать начальное положение и фигур и терминов. Запись ходы шахматной партии. начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Работа с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы, второй год: Материалы к урокам 4–5. Шахматная нотация» (2 ч). Примечание: если педагог имеет шахматную квалификацию, то тему «Шахматная нотация» допускается перенести в первый год обучения. Сравнительная сила Оценивать соотношение сил на шахматных фигур. шахматной доске в учебной Дидактические задания малофигурной позиции. «Кто сильнее», «Обе армии равны». Работа Находить атакующие и защитительные ходы с презентацией И. Г. Сухина в том или ином учебном «Шахматы, второй год: Материалы к уроку положении. Ценность шахматных Выбирать правильный ход из нескольких возможных. фигур». Достижение перевеса. Сравнивать положение белых и материального Дидактическое задание черных фигур на шахматной «Выигрыш материала»: выигрыш доске. Выявлять прием, с поферзя, ладьи, слона, коня, мощью которого можно достичь пешки. материального перевеса: Способы защиты. ограничение подвижности, Дидактическое задание нападение, шах, открытый шах, «Защита»: уничтожение двойной шах, двойной удар, атакующей фигуры, уход изпревращение пешки, связка, под боя, защита атакованной открытое нападение, взятие на фигуры другой своей фигурой, проходе и т. п. перекрытие, контратака. Определять способ защиты, с Цикл дидактических заданий помощью которого можно «Помоги рассеянному сохранить материальное художнику» (4 ч). равенство: уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя, защита атакованной 24 Постановка мата одинокому королю Типичные позиции, к которым нужно стремиться при постановке мата одинокому королю. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Примеры постановки мата одинокому королю. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (4 ч). Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата в эндшпиле. Учебные положения на мат в два хода в миттель- шпиле. Защита от мата 25 фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме. Выявлять, какая ситуация создалась на шахматной доске: шах, пат или мат. Объявлять мат в один ход. Оттеснять неприятельского короля на крайнюю линию. Вынуждать короля противника отступить на угловое поле. Моделировать ситуации постановки мата. Ставить мат в два хода. Сводить позиции на шахматной доске к известным положениям, в которых достигается мат в один ход. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме. Объявлять мат в два хода неприятельскому королю в миттельшпиле и эндшпиле, дебюте. Использовать прием «Ограничение подвижности» для создания ситуации цугцванга. Находить защиту от ма- та в один Шахматная комбинация в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата в дебюте. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (3 ч). Шахматные комбинации как элемент шахматного искусства. Матовые комбинации. Жертва в шахматах. Темы матовых комбинаций. Темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, уничтожения защиты, «рентгена», освобождения пространства (поля, горизонтали, вертикали, диагонали), батареи, связки, пассивной жертвы, перекрытия. Матовые комбинации, в которых используется сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Работа с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы, второй год: Материалы к уроку 18. Гарри Поттер играет в шахматы». Комбинации, ведущие к достижению перевеса. материального Темы отвлечения, завлечения, уничтожения защиты, связки, освобождения пространства, перекрытия, превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Дидактические 26 ход в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Моделировать ситуации постановки мата. Проводить несложные шахматные комбинации. Объявлять мат в два хода, используя приемы завлечения, отвлечения, блокировки, королевского разрушения прикрытия, уничтожения защиты, «рентгена», освобождения пространства, пассивной батареи, связки, жертвы, перекрытия и сочетание тематических приемов. Получать материальный перевес с использованием приемов отвлечения, завлечения, уничтожения защиты, связки, освобождения пространства, превращения перекрытия, пешки и сочетания тактических приемов. Достигать ничьей в худших положениях применением комбинаций на пат и вечный шах. Проводить простейшие комбинации в дебюте. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Моделировать ситуации Повторение программного материала Тема задания «Выигрыш матепостановки мата. Совершать риала», «Проведи пешку в передвижения шахматных фигур ферзи». Комбинации для не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем достижения ничьей. плане. Комбинации на пат. Комбинации на вечный шах. Решать дидактические задания по Дидактическое задание теме. «Сделай ничью». Типичные комбинации в дебюте. Дидактические задания «Проведи комбинацию», «Объяви мат в два хода». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (15 ч). Сравнительная ценность Оценивать соотношение сил на шахматных фигур. шахматной доске в материального малофигурной Достижение учебной перевеса. Способы защиты. позиции. атакующие и Постановка мата одинокому Находить королю. Достижение мата защитительные ходы в том или без жертвы материала. ином учебном положении. Шахматные комбинации. Объявлять мат в один и в два Матовые комбинации. хода. Комбинации, ведущие к Проводить простейшие комбинации в дебюте. Выбирать достижению материального перевеса. правильный ход из нескольких Комбинации для возможных. достижения ничьей. Выбирать правильный ход из Типичные комбинации в нескольких возможных. дебюте (3 ч). Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Решать дидактические задания. 3 год обучения Тематическое планирование Работа с презентацией - сказкой Повторение программного И. Г. Сухина «Страна Грез». Поля, материала горизонталь, вертикаль, 27 Характеристика видов деятельности воспитанников Проговорить основные термины шахмат. Повторить основные правила шахмат. диагональ, центр. Ходы фигур, Решать шуточные задачи. взятие. Рокировка. Моделировать ситуации, когда Превращение пешки. Взятие на объявлен мат или можно проходе. Шах, мат, пат. поставить мат в один ход. Начальное положение. Оценивать соотношение сил Сравнительная ценность на шахматной доске в учебной шахматных фигур. Достижение малофигурной материального перевеса. позиции. атакующие и Способы защиты. Постановка Находить мата одинокому королю. защитительные ходы Шахматные комбинации. Работа в том или ином учебном с презентацией положении. И. Г. Сухина «Шахматы, третий Объявлять мат в один и в два год: Материалы к урокам 1–2». хода. Проводить простейшие Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, комбинации в дебюте. Выбирать правильный ход из вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. нескольких возможных. Запись начального положения. Обосновывать выбор своего Краткая и полная шахматная хода в том или ином положении. нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных Совершать передвижения фигур. Пример матования шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» одинокого короля. Решение учебных положений на мат в — во внутреннем плане. два хода без жертвы материала Решать дидактические задания. и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). Работа с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы, третий год: Материалы к уроку 3. Практика Задачи-шутки». матования одинокого короля. Работа с презентацией И. Г. Сухина «Гарри Поттер играет в шахматы» (4 ч). 28 Основы дебюта Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание «Мат в один ход». Решение задания «Мат в один ход». Невыгодность раннего ввода в игру ладей, ферзя и короля. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата». Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата», «Повторюшка -хрюшка». Наказание «повторюшек». Работа с презентацией И. Г. Сухина «Шахматы, третий год: Материалы к уроку 13. Наказание «повторюшек». Принципы игры в дебюте. Время, пространство и материал в шахматах. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру». Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками. Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». 29 Находить мат в один ход на втором-третьем ходах шахматной партии. Выявлять ошибочные ходы противника, которые привели к мату. Выигрывать ферзя или ладью за менее ценные фигуры на первых ходах партии. Ставить детский мат. Защищаться от детского мата. Ставить мат противнику, если он в дебюте выводит вперед короля. Объявлять мат противнику, который повторяет твои ходы. Выполнять ходы, соблюдая дебютные принципы: 1) быстрейшего развития фигур, 2) борьбы за центр, 3) обеспечения безопасного положения своего короля, 4) гармоничного расположения пешек. Ставить мат нерокировавшемуся королю. Делать рокировку без нарушения шахматных правил и с учетом угроз противника. Захватывать центр. Опережать соперника в развитии фигур. Видеть ситуации, когда можно путем размена сдвоить противнику пешки, так как сдвоенные пешки обладают меньшей подвижностью (с учетом, что не в каждой позиции выгодно сдваивать противнику пешки). Учиться не отдавать без необходимости более ценную фигуру за менее ценную. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Выявлять главный фактор в той или иной позиции, который помогает решить задачу. Основы миттельшпиля Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру». Безопасное положение короля. Рокировка: за и против. Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокировавшемуся королю», «Поставь мат в два хода нерокировавшемуся королю», «Не получат ли белые мат в один ход, если рокируют?». Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки». Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание». Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Цикл дидактических заданий рассеянному «Помоги художнику» (24 ч). Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы в миттельшпиле. Связка в миттельшпиле. Приемы развязывания. Двойной удар. нападение. Открытое Открытый шах. Двойной шах. Решение задания «Выигрыш материала». Комбинации на мат 30 Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме. Изучать примеры тактических операций в миттельшпиле, которые приводят к выигрышу материала. Обнаруживать связку в положениях на шахматной доске. Ставить мат в один ход, используя связку. Выигрывать легкую или в три хода как элемент шахматного искусства. Темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения пешечного прикрытия освобождения короля, (поля, пространства горизонтали, вертикали, диагонали), уничтожения защиты и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Объяви мат в три хода». Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на пат. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Классическое наследие: «Бессмертная» партия», «Вечнозеленая» партия». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (18 ч). 31 тяжелую фигуру, используя связку. Находить возможность сохранить материальное равенство, если противник применяет связку (развязывание): 1) используя шах, 2) контр нападая на такую же фигуру, 3) создавая угрозу объявить мат в один ход, 4) уходя связанной фигурой изпод удара и одновременно защищая ею фигуру, располагающуюся за ней. Добиваться выигрыша материала, используя для этой цели двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах. Объявлять мат в три хода, используя приемы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия освобождения пространства, уничтожения защиты, «рентгена», перекрытия, батареи и сочетание тематических приемов. Достигать ничьей в худших положениях применением комбинаций на пат и вечный шах. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Моделировать ситуации постановки мата. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» во внутреннем плане. Основы эндшпиля Простейшие эндшпильные положения, в которых одна из сторон одерживает победу. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона. Ладья против коня. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». Постановка мата неприятельскому одинокому королю с помощью своего короля и: 1) двух слонов, 2) слона и коня (простые случаи). Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода». Простейшие пешечные окончания. Король и пешка против неприятельского короля. Ситуации, когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Дидактическое задание «Квадрат». Белая пешка на седьмой горизонтали (или черная — на второй). Король помогает своей пешке. Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Объяви мат в два хода», «Путь к победе», «Сделай ничью». Белая пешка на шестой горизонтали (или черная — на третьей). Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Сделай ни- чью». Белая пешка на 32 Решать дидактические задания по теме. Находить мат в один и в два хода в простейших эндшпильных положениях. Объявлять мат в два и в три хода неприятельскому королю с одинокому помощью своего короля и: 1) двух слонов, 2) слона и коня. Замечать возможность выигрыша фигуры в эндшпиле. Выявлять парадоксальные ходы, которые способны привести к неожиданному выигрышу в учебных положениях. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении. Определять главный фактор в той или иной позиции, который помогает решить задачу. Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме. Повторение программного материала пятой горизонтали (или черная — на четвертой). Ключевые поля. Король ведет свою пешку за собой. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Белая пешка на четвертой (или черная — на пятой) Оппозиция. горизонтали. Борьба за оппозицию. Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Добейся ничьей». Белая пешка на третьей и второй (или черная — на шестой и седьмой) горизонталях. Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Добейся ничьей». Удивительные ничейные положения. Король против короля и двух коней. Дидактические задания «Мат в один ход», «Путь к ничьей». Король против короля, слона и пешки. Король против короля, коня и пешки. Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Путь к ничьей». Удивительные выигрышные положения. Дидактические задания «Мат в три хода», «Проведи пешку в ферзи». Цикл дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику» (19 ч). Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей, ферзя и короля. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. «Повторюшка33 Оценивать соотношение сил на шахматной доске в учебной малофигурной позиции. Находить атакующие и защитительные ходы хрюшка». Наказание в том или ином учебном «повторюшек». Принципы положении. Объявлять мат в два игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Борьба за и в три хода в простейших центр. Безопасное положение учебных положениях. короля. Гармоничное Проводить несложные комбинации. пешечное расположение. Связка в дебюте. Разыгрывать без большого Успешное развязывание. количества ошибок простейшие эндшпильные Открытые, полуоткрытые и позиции. закрытые дебюты. Основы миттельшпиля. Выбирать правильный ход из Комбинации на мат в три нескольких возможных. хода. Комбинации для Моделировать ситуации постановки мата. достижения ничьей. Основы эндшпиля. Тяжелые фигуры Обосновывать выбор своего против хода в том или ином тяжелых фигур. Тяжелые положении. фигуры против легких фигур. Совершать передвижения Мат двумя слона- ми. Мат шахматных фигур не только на слоном и конем. Король и шахматной доске, но и «в уме» пешка против короля. — во внутреннем плане. Удивительные ничейные Решать дидактические задания. положения. Удивительные выигрышные положения (3 ч). 3.5. Планируемые результаты изучения предмета Концу первого года обучения дети должны знать: Термины, относящиеся к шахматной доске: поле, белое поле, чёрное поле, «битое» поле, горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль, диагональ, белая диагональ, чёрная диагональ, большая диагональ, большая белая диагональ, большая чёрная диагональ, центр, диаграмма. Термины, относящиеся к игрокам – шахматистом и результату шахматной партии: противники (соперники, партнёры); выигрыш (победа), проигрыш (поражение), ничья; Термины, относящиеся к шахматной фигуры: ладья, слон, белопольный слон, чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь, конь, пешка, ладейная пешка, коневая пешка, ферзевая пешка, королевская пешка, Король, начальное положение (начальная позиция), шахматная партия, белые, чёрные, ход, невозможный ход, взятие, взятия на проходе, нападение, подбоем (под ударом), лёгкая фигура, тяжелое фигура, качество, двойной удар, рокировка, Короткая рокировка, длинная рокировка, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат; 34 Правила ухода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха, цель шахматной партии, правила поведения за шахматной доской. К концу первого года обучения дети должны уметь: Различать горизонтали, вертикали, диагонали; верно располагать шахматную доску между противниками; правильно расставлять начальное положение (начальную позицию); играть каждый фигуры в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматных правил; производить взятия; рокировать; Объявляет шах; находить защиту от шаха; ставить мат; отличать пат от мата; Решать элементарные задачи на мат в один ход. К концу второго учебного года дети должны знать: Термины: шахматная нотация, линейный мат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, связка, цугцванг, жертва материала (фигуры); Обозначение горизонтали, вертикали, полей, шахматных фигур; Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; основные способы защиты шахматных фигур. К концу второго учебного года дети должны уметь: Записывать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью шахматной нотации; Решать простейшие задачи, связанные с выигрышем фигуры; решать простейшие задачи, связанные с защитой фигур; Решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата одинокому королю двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй; Решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; Проводить элементарные комбинации на мат в два хода; решать простейшие задачи, не передвигаясь, шахматные фигуры по шахматной доске; Смотреть на элементарные шахматные позиции глазами противника. К концу третьего учебного года дети должны знать: Термины: развитие фигуры (в дебюте), темп, гамбит, сдвоенная пешка, оппозиции, ключевые поля; Принципы игры в дебюте; Основные тактические приемы: шах, открытые шах, двойной шах, связка, двойной удар, открытое нападение, ограничение подвижности. К концу второго учебного года дети должны уметь: Ставить детский мат и находить защиту от детского мата; ставить (объявлять) шах, открытый шах, двойной шах; осуществлять нападение, открытое нападение, связку, двойной удар, размен, контр нападение, ограничение подвижности; находить защитительные ходы в простейших ситуациях; Выбирать безопасные поля для короля; Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; Находить не сложные тактические удары; Решать не сложные задачи и задачи средней сложности, связанные с выигрышем фигуры; решать не сложные и средней сложности задачи, 35 связанные с защитой короля; решать несложные и средней сложности задачи, связанные с постановкой мата; Проводить не сложные комбинации; решать не очень сложные задачи, не передвигает шахматные фигуры по шахматной доске; смотреть на шахматной позиции глазами противника – находиться противника единственный или лучше хоть в ответ на свой лучший ход, точно разыгрывать несложная шахматные окончания. 3.6. Материально-техническое обеспечение Реализация программы «Шахматы в детском саду» требует наличия кабинета. Оборудование кабинета: - дидактические игры для обучения игре в шахматы; - наглядные пособия (иллюстрации, фотографии); - демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур; - настольные шахматы по количеству детей; - обучающие презентации по шахматам. 3.7. Методическое обеспечение 1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336 2. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 3. Весела, И. Шахматный букварь [Текст]/ И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983; 4. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980; 5. Сухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы / И.Г.Сухин. – Москва – 2008 г. 6. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [Текст]/ И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992; 7. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991; 8. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004; 9. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000; 10. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы [Текст]/ И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998; 11. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя [Текст]/ И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999; 36 12. [Электронные ресурс] http://www.chess-master.net/articles/3.html 13. [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/ 14. [Электронный ресурс] http://webchess.ru/ebook/ 15. [Электронный ресурс] http://chesshmao.ru/?p=4364/ 16. [Электронный ресурс] http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/ 37