Пояснительная записка к учебному плану на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
МБДОУ – детский сад № 77
на 2023 – 2024 учебный год
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 77
(далее МБДОУ № 77) является нормативным документом.
Нормативной базой для составления плана являются:
- Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года №273-Ф3;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ №1155 от 17. 10. 2013);
- Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3658-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Устав МБДОУ - детский сад № 77.
Основными задачами учебного плана являются:
Регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях непосредственно образовательной деятельности;
Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования в условиях организации
непрерывной образовательной деятельности.
В МБДОУ № 77 функционирует 6 групп общеразвивающей направленности:
1 группа для детей раннего возраста 1-3 лет;
1 группа для детей в возрасте 3-4 лет;
1 группа для детей в возрасте 4-5 лет;
2 группы для детей в возрасте 5-6 лет;
1 группа для детей в возрасте 6-7 лет.
Учебный план ориентирован на организацию образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной рабочей
недели. Продолжительность учебного года составит 36 недель.
Содержание образовательной деятельности:
- выстроено в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- определяется в соответствии с направлениями (далее образовательными областями) развития ребенка:
 социально-коммуникативное развитие,
 познавательное развитие,
 речевое развитие,
 художественно-эстетическое развитие,
 физическое развитие.
- соответствует принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
социальные отношения, формирование основ гражданственности и патриотизма, трудовое воспитание, безопасное
поведение.
 Образовательная область «Познавательное развитие»:
сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа.
 Образовательная область «Речевое развитие»:
формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, интерес к художественной
литературе, подготовка к обучению грамоте.
 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, декоративно-прикладное
искусство, прикладное творчество).
 Образовательная область «Физическое развитие»:
подвижные игры, формирование основ ЗОЖ, основная гимнастика, спортивные упражнения и игры, активный отдых.
Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей,
и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непрерывной непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности
(игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной,
трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей,
уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Различные формы работы с детьми организуются в первую и вторую половину дня. В первой половине дня в
младших и средней группах планируются не более двух видов непрерывной образовательной деятельности.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня.

Согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» продолжительность занятий для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4 лет - не более 15
минут, от 4 до 5 лет - не более 20 минут, от 5 до 6 лет - не более 25 минут, от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Объем
образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в
старшей и подготовительной группах 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на
непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между
периодами непрерывной непосредственной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся
физкультурные, музыкальные занятия.
Чтение художественной литературы организуется ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной деятельности детей. Время для чтения определено в распорядке дня. Продолжительность чтения: 1520 минут - младшие и средняя группа; 20-25 минут - старшая и подготовительная группы.
Занятия с детьми раннего возраста по физическому развитию основной образовательной программы
осуществляют 2 раза в неделю в групповом помещении или в физкультурном зале, в возрасте от 3 до 7 лет
организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и
составляет: в группе раннего возраста – 10 минут, в младших группа - 15 минут, в средней группе - 20 мин, в старшей
группе - 25 мин, в подготовительной к школе группе - 30 минут. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует
круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только
при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей
погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно
образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
Музыкальное развитие осуществляется музыкальными руководителями; физкультурное - инструктором по
физической культуре.
В МБДОУ №77 не проводятся занятия с использованием компьютеров. Частично используется показ
мультфильмов, детских познавательных передач через мультимедиа проектор, телевизор. Санитарные требования к
просмотру телепередач соблюдаются.
В середине учебного года (с 1 по 8 января) для детей организуются зимние каникулы. В дни каникул
организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления.
В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается
продолжительность прогулок.
В учебном плане распределение нагрузки основано на принципах дифференциации и вариативности. В
структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных
отношений.
1. Обязательная часть - не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных
образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ
дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в
обязательной части Плана определено минимальное количество занятий, отведенное на образовательные области,
определенные в приказе № 1155 от 17.10.2013г. Обязательная часть обеспечивает планируемые результаты освоения
детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего
нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта
часть учебного плана обеспечивает вариативность образования, отражает специфику МБДОУ – детского сада № 77.
Следующие парциальные программы являются дополнением к основной образовательной программе:
- С.Н.Николаева «Юный эколог» - программа направлена на формирование основ экологической культуры у
детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам;
- Е.В.Колесникова «От звука к букве» - программа по подготовке к обучению грамоте;
- Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»/«Я считаю до двадцати» - программа по формированию
элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет;
- Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»/«Я считаю до десяти» - программа по формированию
элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет;
- Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»/«Я считаю до пяти» - программа по формированию
элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Реализация регионального компонента представлена программами «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» (Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева) и интегрирована в 1/3 части от различных видов
организованной образовательной деятельности.
Содержание программ направлено на расширение и углубление содержания обязательной части основной
образовательной программы дошкольного образования, отбирается в соответствии с потребностями и интересами
участников образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности
современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с
учетом этнокультурных особенностей и представлено содержанием образования по пяти направлениям развития
ребенка (образовательным областям).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».