2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность - программа дополнительного образования (далее – Программа) относится к программам физкультурно-спортивной направленности «Лечебная физическая культура» разработана на основе нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Правительства РФ №1441 от 15.09.2020г. Об утверждении «Правил оказания платных образовательных услуг» - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 77; - Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ – детского сада №77; - Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. Актуальность состоит в том, что лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание. Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение состояния здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том числе занятость родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечно - сосудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление нарушенных функций. Упражнения вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, 2 уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорнодвигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработана данная программа лечебнопрофилактической физкультуры. Отличительные особенности Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, направлена на сохранениеи укрепление здоровья детей. Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада. Кроме того, данная программа учитывает предметные связи. - Художественное творчество (задания на рисование стопой ноги). - Чтение художественной литературы (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, стихи). - Музыка (занятия проходят под музыкальное сопровождение). - Познание (сравнение формы величин связаны с материалом по изучениюокружающего мира). Программа состоит из двигательных игр, упражнений, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы. Адресат образовательной программы. Программа рассчитана на два года обучения для детей 5-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника. Старший дошкольный возраст – это период быстрого роста и физического развития организма ребенка, а поэтому ДОО должно уделить значительные усилия для нормального развития воспитанников. В этот период необходимо обратить внимание на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также стимулировать нормальный обмен веществ в организме. Важное значение в этом возрасте имеет также укрепление опорнодвигательного аппарата, разностороннее развитие мышечной системы, формирование правильной осанки, двигательной активности детей. Это влияет на развитие центральной нервной систем и, совершенствует анализаторы и развитие взаимодействия. У детей этого возраста интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Темпы роста и развития отдельных органов и функциональных систем несколько снижаются по сравнению со средним дошкольным возрастом, однако остаются достаточно высокими. Отмечено, что характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. Костная система характеризуется относительно равномерным развитием опорнодвигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Длина тела увеличивается в этот период в большей пропорции, чем его масса. У детей наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Именно в период 5-7 лет жизни закладываются основы культуры движений; успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания. Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые 3 двигательные умения осваиваются без специального инструктажа. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность – 1 академический час (для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут). Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения Программы 144 часа: - 1 год обучения – 72 часа; - 2 год обучения - 72 часа. Срок освоения Программы: - 36 недель / 9 месяцев (с 01.09 по 31.05) - 1 год обучения - 36 недель / 9 месяцев (с 01.09 по 31.05) - 2 год обучения Уровневость. Содержание Программы организовано в соответствии с уровнем сложности – стартовый, который предполагает знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Формы обучения: групповая (до 15 человек) Виды занятий. Программа предусматривает следующие формы организации учебнотренировочных занятий и формы организации учебной деятельности: - традиционное занятие - комбинированное занятие - практическое занятие - игра - открытое занятие Формы подведения результатов: беседа, диагностические игровые упражнения, наблюдение, оценка качества исполнения контрольных упражнений, открытое занятие. 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель Программы: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. Задачи Программы: Обучающие: - Обучение правилам ортопедического режима, формирование правильной осанки, ее коррекции. - Обучение рациональному дыханию. - Освоение основных двигательных навыков и умений. Развивающие: - оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия); - совершенствовать психомоторные способности: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики; 4 - формирование познавательной активности; Воспитательные: - Воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности. - Воспитание у детей потребности регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе. Оздоровительные: - Повышение функционального уровня органов и систем организма дошкольников. - Повышение умственной и физической работоспособности. - Повышение иммунологической реактивности, сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции. 2.3. Содержание общеразвивающей программы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Учебный (тематический) план 1 год обучения Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие «Знания о спортивно – оздоровительной деятельности» ОРУ в положении стоя ОРУ в положении сидя ОРУ в положении стоя и сидя ОРУ в положении лежа на спине и животе ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках ОРУ с гимнастическими палками Ходьба разными видами шага. Занятия фитбол – гимнастика ОРУ лежа и стоя на четвереньках Проверка состояния физического здоровья Итоговое занятие 2 2 6 6 6 6 1 6 5 6 6 6 Формы аттестации/ контроля Беседа Наблюдения, практические занятия, упражнения, игра 6 8 6 8 10 6 1 1 1 1 2 7 5 7 9 6 2 72 10 Диагностические игровые упражнения Открытое занятие 62 Содержание учебного (тематического) плана РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие «Знания о спортивно–оздоровительной деятельности». Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Вводная беседа. Обучение простейшим упражнениям на коррекцию плоскостопия и формирования правильной осанки укрепление мышечного корсета спины. Различные виды ходьбы и бега. РАЗДЕЛ 2. ОРУ в положении стоя. Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Ознакомление с различными отклонениями в осанке. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в 5 положении стоя, подвижная игра «Клей». РАЗДЕЛ 3. ОРУ в положении сидя. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Водяной». РАЗДЕЛ 4. ОРУ в положении стоя и сидя. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Мышеловка». РАЗДЕЛ 5. ОРУ в положении лежа на спине и животе. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Пень, елка, сноп». РАЗДЕЛ 6. ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Тихо - громко». РАЗДЕЛ 7. ОРУ с гимнастическими палками. Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений с гимнастическими палками Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Ракета». РАЗДЕЛ 8. Ходьба разными видами шага. Теория: Дать представления о разных видах ходьбы. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений. Практика: Ходьба разными видами шага. РАЗДЕЛ 9. Занятия фитбол – гимнастика. Теория: Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Практика: Занятия фитбол – гимнастика. Подвижная игра «Ловишки со стеной». Подвижная игра «Ловишки с ленточками». Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Собери мячи ногами». Подвижная игра «Хоп». РАЗДЕЛ 10. ОРУ лежа и стоя на четвереньках Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений лежа и стоя на четвереньках. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Охотники и утки». РАЗДЕЛ 11. Проверка состояния физического здоровья Практика: Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Елка, пенек, тропинка». РАЗДЕЛ 12. Итоговое занятие Практика: Организация показательных выступлений обучающихся. Обсуждение результатов, подведение итогов. № 1 Учебный (тематический) план 2 год обучения Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие «Знания о спортивно – оздоровительной 2 2 6 Формы аттестации/ контроля Беседа 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 деятельности» ОРУ в положении стоя ОРУ в положении сидя ОРУ в положении стоя и сидя ОРУ в положении лежа на спине и животе ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках ОРУ с гимнастическими палками Ходьба разными видами шага. Занятия фитбол – гимнастика ОРУ лежа и стоя на четвереньках Проверка состояния физического здоровья Итоговое занятие 6 6 6 6 1 6 5 6 6 6 Наблюдения, практические занятия, упражнения, игра 6 8 6 8 10 6 1 1 1 1 2 7 5 7 9 6 2 72 10 Диагностические игровые упражнения Открытое занятие 62 Содержание учебного (тематического) плана РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие «Знания о спортивно–оздоровительной деятельности». Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Вводная беседа. Обучение простейшим упражнениям на коррекцию плоскостопия и формирования правильной осанки укрепление мышечного корсета спины. Различные виды ходьбы и бега. РАЗДЕЛ 2. ОРУ в положении стоя. Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Ознакомление с различными отклонениями в осанке. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Клей». РАЗДЕЛ 3. ОРУ в положении сидя. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Охотники за приведениями». РАЗДЕЛ 4. ОРУ в положении стоя и сидя. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и сидя, подвижная игра «Положи мешочек, но не на пол». РАЗДЕЛ 5. ОРУ в положении лежа на спине и животе. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Медведи и пчелы». РАЗДЕЛ 6. ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Липкие пеньки». РАЗДЕЛ 7. ОРУ с гимнастическими палками. Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений с гимнастическими палками Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Неболейка». РАЗДЕЛ 8. Ходьба разными видами шага. Теория: Дать представления о разных видах ходьбы. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений. 7 Практика: Ходьба разными видами шага. РАЗДЕЛ 9. Занятия фитбол – гимнастика. Теория: Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Практика: Занятия фитбол – гимнастика. Подвижные игры Быстро - возьми», «Мышеловка», «Флажки», «Мороз». Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. РАЗДЕЛ 10. ОРУ лежа и стоя на четвереньках Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений лежа и стоя на четвереньках. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Ловишки с мячом». РАЗДЕЛ 11. Проверка состояния физического здоровья Практика: Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег, прыжок в длину с места. Подвижная игра «Море волнуется». РАЗДЕЛ 12. Итоговое занятие Практика: Организация показательных выступлений обучающихся. Обсуждение результатов, подведение итогов. 2.4. Планируемые результаты реализации Программы В результате освоения программы дошкольников: Метапредметные: - выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях - организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий - играть в подвижные игры - показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры. Личностные: - сформированное чувство ответственности за своё здоровье - стремление к здоровому образу жизни - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей - умение использовать приемы личной самодиагностики, саморегуляции. Предметные: - представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека - знать правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка - знать что такое правильная осанка - знать гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях - знать правила приема воздушных и солнечных ванн, значение занятий на открытом воздухе, 8 температурный режим - знать правила подвижных игр, изученных на занятиях. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение - Физкультурно-спортивный зал; - Гимнастические палки; - Обручи; - Различные мячи; - Гимнастические маты; - Рулетка; - Свисток; - Секундомер; - Индивидуальные коврики; - Мячи резиновые различного диаметра; - Коврики со следочками; - Мячи хип-хопы; - Гимнастическая скамейка; - Наклонная доска; - Эспандер. Информационное обеспечение - книги и журналы; - видео материалы с тренировочными комплексами; - интернет источники: 1. https://muzebra.top/song/для+занятий+лфк – музыка для занятий ЛФК 2. www.fizkult-ura.ru – сайт ФизкультУРА. 3. www.consultant.ru – сайт Консультант плюс. 4. www.minsport.gov.ru – сайт Министерства спорта РФ. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования Минеева Любовь Петровна Методические материалы 1. Адаптивная физическая культура. Под ред. Н.Н. Чеснокова. - М.: Физическая культура, 2010. 164 с. 2. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В.Борисова.- М: Владос-Пресс, 2010. - 777 c. 3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 208 с. 4. Бабенкова, Е.А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях: методические рекомендации. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 78 с. 5. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - М.: Academia, 2019. - 96 c. 3.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 9 В ходе реализации программы используются следующие формы контроля: входящий, текущий, итоговый. Входящий контроль проводится перед началом работы и предназначен для знакомства с ребенком и определения уровня его подготовки. Текущий – проводится после изучения каждой темы программы. Он позволяет провести подведение промежуточных итогов образовательной деятельности, оценить успешность продвижения обучающихся. Итоговый – проверка уровня знаний, умений и навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения: беседа, опрос, занятие-соревнование, технический зачет, открытое занятие. Цель мониторинга усвоение программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные задания и упражнения, итоговые занятия в форме игры, развлечений. Если у детей незначительная или отсутствует положительная динамика, то руководитель вносит коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения, занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как изначально дети имели низкие показатели физического развития. Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) положительная динамика, то руководитель вносит коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения, занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как изначально дети имели низкие показатели физического развития. Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) положительная динамика, то руководитель вносит коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения, занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как изначально дети имели низкие показатели физического развития. Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) Эффективность занятий лечебной гимнастикой оценивается по показателям частоты заболеваний или обострений. Уровень физического развития является ярким показателем здоровья детей. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принятии необходимых мер к их коррекции. Пропорциональность физического развития измеряется с помощью антропометрических коэффициентов. Сравнивая эти показатели со стандартными, мы делаем определенные выводы о качестве занятий, окрепли дети, или, напротив качество оздоровительной работы оставляет желать лучшего. Состоянии ССС можно судить по функциональным пробам. Например, в начале года пульс детей учащался при нагрузке на 45 %, прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же, значит, оздоровительная работа в таком случае ведется плохо. Развитие дыхательной мускулатуры отслеживается с помощью теста «контроль динамики системы органов дыхания». Сантиметровой лентой измеряется окружность груди, потом делается вдох, опять измеряется. Разница измеряется в сантиметрах. Выдох должен составлять от вдоха не менее 80%. 10 Показатели следует снимать после каждого периода. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом, и соответственно, корректировать процесс занятий ЛФК. Все показатели заносятся в индивидуальную карту ребенка. Важным критерием эффективности применения средств лечебной физкультуры является положительная динамика функциональных показателей. Переход с 1 комплекса лечебной физкультуры на 2-й производится при условии силовой выносливости мышц: Контрольные упражнения Критерии успеваемости Спина «Рыбка» не менее 1 мин. Живот «Уголок» не менее 35 сек. Шея не менее 1 мин. Переход со 2 комплекса лечебной физкультуры на 3-й при силовой выносливости мышц: Контрольные упражнения Критерии успеваемости Спина «Рыбка» не менее 1 мин. 30 сек. Живот «Уголок» не менее 1 мин Шея не менее 1 мин. 30 сек Тестирование проводится следующим образом: 1. «Рыбка» - упражнение для оценки силовой выносливости мышц спины: исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять над полом руки, ноги и голову. Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Удерживать это положение до усталости. (В сек.) 2. «Уголок» - лежа на спине, руки под головой, локти прижаты к поверхности кушетки, пола. Определяем силовую выносливость мышц живота. Поднять прямые ноги вверх под углом 45 градусов и удерживать до усталости. (в сек.) Колени не сгибать, носки ног тянуть от себя. 3. Оценка силовой выносливости мышц шеи: исходное положение, лежа на спине, руки лежат на животе, подбородок прижат к груди. Приподнять голову от пола на 4 – 5 см. и удерживать до усталости (в секундах). Функциональная проба на силу мышц стопы проводится при поднятии на носочки. 4. Список литературы 1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография.- М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275 с. 2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001. -46, 80 с. 3. Банникова Т.А.Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников, Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - № 4.- С. 20-23. 4. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И.С.Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001. 5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников./ О.В.Козырева/.- Москва, 2006. 6. Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки. / О.В.Козырева.// Дошкольное воспитание.- 1998. - № 12 с: 49. 7. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», С- Пб.»Детство – Пресс», 2007; 8. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушениях опорнодвигательного аппарата), М., Просвещение, 2006; 9. Козырева О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», М., Просвещение, 2007. 11