Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лечебная физическая культура»

2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность - программа дополнительного образования (далее – Программа)
относится к программам физкультурно-спортивной направленности «Лечебная физическая
культура» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Правительства РФ №1441 от 15.09.2020г. Об утверждении «Правил
оказания платных образовательных услуг»
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 77;
- Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МБДОУ – детского сада №77;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Актуальность состоит в том, что лечебная физическая культура, которая в последнее время
стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих
патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных
заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно различные
физиотерапевтические средства, а также закаливание.
Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения,
многообразны. Это и резкое ухудшение состояния здоровья новорожденных и, как следствие,
детей дошкольного возраста и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение
иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том числе занятость
родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места
проживания детей, нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для
своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально техническая
база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных
средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в
практику работы дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать
реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим
постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечно - сосудистой
системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно
переоценить роль ЛФК.
Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят
многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление
нарушенных функций. Упражнения вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают
общее состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают задержку
роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное
действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни
ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы,
2

уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения
оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени
нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В
дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные
отклонения в состоянии здоровья.
В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса
профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорнодвигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработана данная программа лечебнопрофилактической физкультуры.
Отличительные особенности
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы
физкультурно-спортивной направленности «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой,
направлена на сохранениеи укрепление здоровья детей.
Существует
множество
программ
имеющих
физкультурно-оздоровительную
направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий,
ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.
Кроме того, данная программа учитывает предметные связи.
- Художественное творчество (задания на рисование стопой ноги).
- Чтение художественной литературы (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы,
стихи).
- Музыка (занятия проходят под музыкальное сопровождение).
- Познание (сравнение формы величин связаны с материалом по изучениюокружающего мира).
Программа состоит из двигательных игр, упражнений, дыхательной гимнастики и других
нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Адресат образовательной программы. Программа рассчитана на два года обучения для
детей 5-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с
возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
Старший дошкольный возраст – это период быстрого роста и физического развития
организма ребенка, а поэтому ДОО должно уделить значительные усилия для нормального
развития воспитанников. В этот период необходимо обратить внимание на развитие и укрепление
сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также стимулировать нормальный обмен
веществ в организме. Важное значение в этом возрасте имеет также укрепление опорнодвигательного аппарата, разностороннее развитие мышечной системы, формирование правильной
осанки, двигательной активности детей. Это влияет на развитие центральной нервной систем и,
совершенствует анализаторы и развитие взаимодействия.
У детей этого возраста интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Темпы
роста и развития отдельных органов и функциональных систем несколько снижаются по
сравнению со средним дошкольным возрастом, однако остаются достаточно высокими. Отмечено,
что характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и
волнообразность. Костная система характеризуется относительно равномерным развитием опорнодвигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна.
Длина тела увеличивается в этот период в большей пропорции, чем его масса. У детей
наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций.
Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время
интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью
движения.
Именно в период 5-7 лет жизни закладываются основы культуры движений; успешно
осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания.
Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые
3

двигательные умения осваиваются без специального инструктажа.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность – 1
академический час (для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут).
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения Программы 144 часа:
- 1 год обучения – 72 часа;
- 2 год обучения - 72 часа.
Срок освоения Программы:
- 36 недель / 9 месяцев (с 01.09 по 31.05) - 1 год обучения
- 36 недель / 9 месяцев (с 01.09 по 31.05) - 2 год обучения
Уровневость. Содержание Программы организовано в соответствии с уровнем сложности –
стартовый, который предполагает знакомство с основными представлениями, не требующими
владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении
заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения
содержания программы.
Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме,
предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно
цельную картину основных представлений.
Формы обучения: групповая (до 15 человек)
Виды занятий. Программа предусматривает следующие формы организации учебнотренировочных занятий и формы организации учебной деятельности:
- традиционное занятие
- комбинированное занятие
- практическое занятие
- игра
- открытое занятие
Формы подведения результатов: беседа, диагностические игровые упражнения,
наблюдение, оценка качества исполнения контрольных упражнений, открытое занятие.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель Программы: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию
и закаливанию организма.
Задачи Программы:
Обучающие:
- Обучение правилам ортопедического режима, формирование правильной осанки, ее коррекции.
- Обучение рациональному дыханию.
- Освоение основных двигательных навыков и умений.
Развивающие:
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной
осанки, профилактика плоскостопия);
- совершенствовать психомоторные способности: развитие мышечной силы, подвижности в
различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных
способностей, а также мелкой моторики;
4

- формирование познавательной активности;
Воспитательные:
- Воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности.
- Воспитание у детей потребности регулярно заниматься физической культурой по собственной
инициативе.
Оздоровительные:
- Повышение функционального уровня органов и систем организма дошкольников.
- Повышение умственной и физической работоспособности.
- Повышение иммунологической реактивности, сопротивляемости организма как средства борьбы
с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической
инфекции.
2.3. Содержание общеразвивающей программы

№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

Учебный (тематический) план
1 год обучения
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие «Знания о
спортивно
–
оздоровительной
деятельности»
ОРУ в положении стоя
ОРУ в положении сидя
ОРУ в положении стоя и сидя
ОРУ в положении лежа на спине и
животе
ОРУ в положении стоя и стоя на
четвереньках
ОРУ с гимнастическими палками
Ходьба разными видами шага.
Занятия фитбол – гимнастика
ОРУ лежа и стоя на четвереньках
Проверка состояния физического
здоровья
Итоговое занятие

2

2

6
6
6
6

1

6

5
6
6
6

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдения,
практические
занятия,
упражнения,
игра

6

8
6
8
10
6

1
1
1
1

2

7
5
7
9
6

2

72

10

Диагностические
игровые
упражнения
Открытое
занятие

62

Содержание учебного (тематического) плана
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие «Знания о спортивно–оздоровительной деятельности».
Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Вводная беседа. Обучение
простейшим упражнениям на коррекцию плоскостопия и формирования правильной осанки укрепление мышечного корсета спины. Различные виды ходьбы и бега.
РАЗДЕЛ 2. ОРУ в положении стоя.
Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Ознакомление с различными
отклонениями в осанке.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
5

положении стоя, подвижная игра «Клей».
РАЗДЕЛ 3. ОРУ в положении сидя.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении сидя, подвижная игра «Водяной».
РАЗДЕЛ 4. ОРУ в положении стоя и сидя.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и сидя, подвижная игра «Мышеловка».
РАЗДЕЛ 5. ОРУ в положении лежа на спине и животе.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Пень, елка, сноп».
РАЗДЕЛ 6. ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Тихо - громко».
РАЗДЕЛ 7. ОРУ с гимнастическими палками.
Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений с гимнастическими
палками
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ с
гимнастическими палками, подвижная игра «Ракета».
РАЗДЕЛ 8. Ходьба разными видами шага.
Теория: Дать представления о разных видах ходьбы. Научить сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений.
Практика: Ходьба разными видами шага.
РАЗДЕЛ 9. Занятия фитбол – гимнастика.
Теория: Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Научить сохранению
правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на
фитболе. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей
группы темпе. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Практика: Занятия фитбол – гимнастика. Подвижная игра «Ловишки со стеной». Подвижная игра
«Ловишки с ленточками». Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с
возрастными требованиями к занимающимся. Подвижная игра «Собери мячи ногами». Подвижная
игра «Хоп».
РАЗДЕЛ 10. ОРУ лежа и стоя на четвереньках
Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений лежа и стоя на
четвереньках.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Охотники и
утки».
РАЗДЕЛ 11. Проверка состояния физического здоровья
Практика: Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег,
прыжок в длину с места. Подвижная игра «Елка, пенек, тропинка».
РАЗДЕЛ 12. Итоговое занятие
Практика: Организация показательных выступлений обучающихся. Обсуждение результатов,
подведение итогов.

№

1

Учебный (тематический) план
2 год обучения
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие «Знания о
спортивно
–
оздоровительной

2

2
6

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

деятельности»
ОРУ в положении стоя
ОРУ в положении сидя
ОРУ в положении стоя и сидя
ОРУ в положении лежа на спине и
животе
ОРУ в положении стоя и стоя на
четвереньках
ОРУ с гимнастическими палками
Ходьба разными видами шага.
Занятия фитбол – гимнастика
ОРУ лежа и стоя на четвереньках
Проверка состояния физического
здоровья
Итоговое занятие

6
6
6
6

1

6

5
6
6
6

Наблюдения,
практические
занятия,
упражнения,
игра

6

8
6
8
10
6

1
1
1
1

2

7
5
7
9
6

2

72

10

Диагностические
игровые
упражнения
Открытое
занятие

62

Содержание учебного (тематического) плана
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие «Знания о спортивно–оздоровительной деятельности».
Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Вводная беседа. Обучение
простейшим упражнениям на коррекцию плоскостопия и формирования правильной осанки укрепление мышечного корсета спины. Различные виды ходьбы и бега.
РАЗДЕЛ 2. ОРУ в положении стоя.
Теория: Понятие и функции общей физической подготовки. Ознакомление с различными
отклонениями в осанке.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении стоя, подвижная игра «Клей».
РАЗДЕЛ 3. ОРУ в положении сидя.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении стоя, подвижная игра «Охотники за приведениями».
РАЗДЕЛ 4. ОРУ в положении стоя и сидя.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и сидя, подвижная игра «Положи мешочек, но не на пол».
РАЗДЕЛ 5. ОРУ в положении лежа на спине и животе.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Медведи и пчелы».
РАЗДЕЛ 6. ОРУ в положении стоя и стоя на четвереньках.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и стоя на четвереньках, подвижная игра «Липкие пеньки».
РАЗДЕЛ 7. ОРУ с гимнастическими палками.
Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений с гимнастическими
палками
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ с
гимнастическими палками, подвижная игра «Неболейка».
РАЗДЕЛ 8. Ходьба разными видами шага.
Теория: Дать представления о разных видах ходьбы. Научить сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений.
7

Практика: Ходьба разными видами шага.
РАЗДЕЛ 9. Занятия фитбол – гимнастика.
Теория: Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Научить сохранению
правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на
фитболе. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей
группы темпе. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Практика: Занятия фитбол – гимнастика. Подвижные игры Быстро - возьми», «Мышеловка»,
«Флажки», «Мороз». Рекомендуемые упражнения: комплексы ОРУ в соответствии с возрастными
требованиями к занимающимся.
РАЗДЕЛ 10. ОРУ лежа и стоя на четвереньках
Теория: Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений лежа и стоя на
четвереньках.
Практика: Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках, подвижная игра по желанию детей. Подвижная игра «Ловишки с
мячом».
РАЗДЕЛ 11. Проверка состояния физического здоровья
Практика: Контрольные испытания: наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег,
прыжок в длину с места. Подвижная игра «Море волнуется».
РАЗДЕЛ 12. Итоговое занятие
Практика: Организация показательных выступлений обучающихся. Обсуждение результатов,
подведение итогов.
2.4. Планируемые результаты реализации Программы
В результате освоения программы дошкольников:
Метапредметные:
- выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но
и самостоятельно в домашних условиях
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий
- играть в подвижные игры
- показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической
культуры.
Личностные:
- сформированное чувство ответственности за своё здоровье
- стремление к здоровому образу жизни
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
- умение использовать приемы личной самодиагностики, саморегуляции.
Предметные:
- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека
- знать правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на
организм ребенка
- знать что такое правильная осанка
- знать гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным
занятиям в домашних условиях
- знать правила приема воздушных и солнечных ванн, значение занятий на открытом воздухе,
8

температурный режим
- знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
- Физкультурно-спортивный зал;
- Гимнастические палки;
- Обручи;
- Различные мячи;
- Гимнастические маты;
- Рулетка;
- Свисток;
- Секундомер;
- Индивидуальные коврики;
- Мячи резиновые различного диаметра;
- Коврики со следочками;
- Мячи хип-хопы;
- Гимнастическая скамейка;
- Наклонная доска;
- Эспандер.
Информационное обеспечение
- книги и журналы;
- видео материалы с тренировочными комплексами;
- интернет источники:
1. https://muzebra.top/song/для+занятий+лфк – музыка для занятий ЛФК
2. www.fizkult-ura.ru – сайт ФизкультУРА.
3. www.consultant.ru – сайт Консультант плюс.
4. www.minsport.gov.ru – сайт Министерства спорта РФ.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования Минеева Любовь Петровна
Методические материалы
1. Адаптивная физическая культура. Под ред. Н.Н. Чеснокова. - М.: Физическая культура, 2010. 164 с.
2. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л.
Артамонова, О.П. Панфилов, В.В.Борисова.- М: Владос-Пресс, 2010. - 777 c.
3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 208
с.
4. Бабенкова, Е.А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях:
методические рекомендации. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 78 с.
5. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский
спорт, 2014. - 416 c. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - М.: Academia,
2019. - 96 c.

3.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

9

В ходе реализации программы используются следующие формы контроля: входящий,
текущий, итоговый.
Входящий контроль проводится перед началом работы и предназначен для знакомства с
ребенком и определения уровня его подготовки.
Текущий – проводится после изучения каждой темы программы. Он позволяет провести
подведение промежуточных итогов образовательной деятельности, оценить успешность
продвижения обучающихся.
Итоговый – проверка уровня знаний, умений и навыков по освоению программы по
окончании всего курса обучения: беседа, опрос, занятие-соревнование, технический зачет,
открытое занятие.
Цель мониторинга усвоение программы, для которого разработаны контрольные и
индивидуальные задания и упражнения, итоговые занятия в форме игры, развлечений. Если у
детей незначительная или отсутствует положительная динамика, то руководитель вносит
коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения,
занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов
данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как
изначально дети имели низкие показатели физического развития. Осмотр перед началом занятий и
по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)
Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по
окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) положительная динамика, то руководитель вносит
коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения,
занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов
данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как
изначально дети имели низкие показатели физического развития.
Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)
Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по
окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.) положительная динамика, то руководитель вносит
коррекцию в дальнейшее планирование, включая дополнительные коррекционные упражнения,
занятия, игры. Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов
данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как
изначально дети имели низкие показатели физического развития.
Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)
Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по
окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)
Эффективность занятий лечебной гимнастикой оценивается по показателям частоты
заболеваний или обострений.
Уровень физического развития является ярким показателем здоровья детей.
Индивидуальная
оценка
физического
развития
проводится
путем
сопоставления
антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять
отклонения в физическом развитии и принятии необходимых мер к их коррекции.
Пропорциональность физического развития измеряется с помощью антропометрических
коэффициентов. Сравнивая эти показатели со стандартными, мы делаем определенные выводы о
качестве занятий, окрепли дети, или, напротив качество оздоровительной работы оставляет желать
лучшего.
Состоянии ССС можно судить по функциональным пробам. Например, в начале года пульс
детей учащался при нагрузке на 45 %, прошло три месяца, а показатели функциональных проб все
те же, значит, оздоровительная работа в таком случае ведется плохо.
Развитие дыхательной мускулатуры отслеживается с помощью теста
«контроль динамики системы органов дыхания». Сантиметровой лентой измеряется
окружность груди, потом делается вдох, опять измеряется. Разница измеряется в сантиметрах.
Выдох должен составлять от вдоха не менее 80%.
10

Показатели следует снимать после каждого периода. Это позволяет видеть результаты
педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом, и соответственно,
корректировать процесс занятий ЛФК. Все показатели заносятся в индивидуальную карту ребенка.
Важным критерием эффективности применения средств лечебной физкультуры является
положительная динамика функциональных показателей.
Переход с 1 комплекса лечебной физкультуры на 2-й производится при условии
силовой выносливости мышц:
Контрольные упражнения
Критерии успеваемости
Спина «Рыбка»
не менее 1 мин.
Живот «Уголок»
не менее 35 сек.
Шея
не менее 1 мин.
Переход со 2 комплекса лечебной физкультуры на 3-й при силовой выносливости мышц:
Контрольные упражнения
Критерии успеваемости
Спина «Рыбка»
не менее 1 мин. 30 сек.
Живот «Уголок»
не менее 1 мин
Шея
не менее 1 мин. 30 сек
Тестирование проводится следующим образом:
1. «Рыбка» - упражнение для оценки силовой выносливости мышц спины: исходное положение,
лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять над полом руки, ноги и голову. Руки в локтях
не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Удерживать это положение до усталости. (В сек.)
2. «Уголок» - лежа на спине, руки под головой, локти прижаты к поверхности кушетки, пола.
Определяем силовую выносливость мышц живота. Поднять прямые ноги вверх под углом 45
градусов и удерживать до усталости. (в сек.) Колени не сгибать, носки ног тянуть от себя.
3. Оценка силовой выносливости мышц шеи: исходное положение, лежа на спине, руки лежат на
животе, подбородок прижат к груди. Приподнять голову от пола на 4 – 5 см. и удерживать до
усталости (в секундах).
Функциональная проба на силу мышц стопы проводится при поднятии на носочки.
4. Список литературы
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография.- М.: Теория и практика физической
культуры, 2000.- 275 с.
2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные
программы для детей 5-6 лет. М., 2001. -46, 80 с.
3. Банникова Т.А.Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников,
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - № 4.- С. 20-23.
4. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. /
И.С.Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.
5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников./ О.В.Козырева/.- Москва, 2006.
6. Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки. /
О.В.Козырева.// Дошкольное воспитание.- 1998. - № 12 с: 49.
7. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата в условиях детского сада», С- Пб.»Детство – Пресс», 2007;
8. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушениях опорнодвигательного аппарата), М., Просвещение, 2006;
9. Козырева О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», М., Просвещение,
2007.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».