Инструкция оказания помощи инвалидам и лицами с ОВЗ

Приложение 3
к Приказу № 35-ОД от 04.07.2022г.
ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья»
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад № 77 при предоставлении услуг инвалидам
(иным категориям маломобильных граждан)
1.2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014
года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией
Конвенции о правах инвалидов».
1.3. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты».
Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения при
самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при
ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные
женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.4. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в ДОУ по признаку инвалидности, то есть любое
различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо
результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или
осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и
свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной,
гражданской или любой иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на
получение образования и воспитания и социальной адаптации в условиях ДОУ.
1.5. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками ДОУ
2. Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам ДОУ и объектам, на
которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие
правила этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от
конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к
нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других
присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в
данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать,
пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного
ответа спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени,
взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».

1

2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,
необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном
зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в
различных группах мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание
указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется
смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов,
предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ, где
находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на
объекте ДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на объектах ДОУ
определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ (например,
подъёмник (ступенькоход) для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске,
бегущие дорожки, адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники
обязаны встретить, вежливо объяснить, где находиться нужный объект инвалиду,
убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к
инвалидной коляске и менять ее местоположение без согласия инвалида или лица с ОВЗ.
При открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным
ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся
инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что инвалидные
коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут
привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и
не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять
данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда
собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть
в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать
вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что
информация воспринята и осмысленна. В случае если фраза не понятна, рекомендуется
попросить собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться
ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее количество
времени для формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени.
При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать
другой способ общения: взрослому, посетившему ДОУ – написать, напечатать; ребёнку показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений,
если только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует
исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой
другой взрослый человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии
2

дееспособны и могут подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и
т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное
зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные
критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его
лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения,
сотрудник должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех
присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением
зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в
случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с
нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями
зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте ДОУ без резких движений, не делать
рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по
объекту ДОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута,
сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники
обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрение о наличии на объекте ДОУ
информационных табличек, изготовленных с использованием шрифта Брайля.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте ДОУ необходимо кратко описать
местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов; своевременно
предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует
помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с нарушением
зрения. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует
направить руку данного лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости
зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует
предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо все, воздержавшись от
комментариев: название, даты, текст документа – от заголовка до конца, не пропускать
редко употребляемые или международные слова. При чтении какого-либо документа лицу
с нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если
лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке
прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного восприятия
текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с
нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у
собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе
диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо,
не загораживать его руками, волосами или какими- то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить
следует максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает
значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать
простые фразы и избегать несущественных слов, при необходимости перефразировать
сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник не понял
информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя сложный
термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или
3

донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с
данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и
телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через
сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к
собеседнику, а не к переводчику
Основные коды категорий инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи:
• Код «К» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц
(персонала) при передвижении вне дома).
• Код «О» - инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками,
нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных
действиях вне дома).
• Код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в
помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).
• Код «Г» - инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимоотношениях вне
дома нуждается в услугах сурдопереводчика).
• Код «У» - инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют
инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций).
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение
инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи необходимо обеспечить:
1.Выделение на стоянке учреждения специальных парковочных мест для автотранспорта
инвалидов;
2. Оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни,
подъемники, широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и другие) в
соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной
политики;
3. Оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических
помещений;
4. Наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться
вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки, подъемное гусеничное устройство).
В том числе в соответствии с кодами:
• Код «С» - дублирование внутри учреждения информации Брайлеровским текстом об
оказываемых услугах.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».