Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ - детский сад №77

ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ – детский сад № 77

Екатеринбург, 2021г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 77 (далее — МБДОУ) в
соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», Уставом Учреждения, на основании
Распоряжения Мипросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении
примерного положения об оказания логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»; Приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования; Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта в
МБДОУ.
1.3. Логопедический пункт в МБДОУ создается в целях осуществления
коррекционной работы по оказанию помощи детям дошкольного возраста, имеющим
различные речевые нарушения в условиях логопедического пункта.
1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание
МБДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 25 детей с нарушениями
речи на 1 ставку).
1.5. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Педагогическим
советом и принимаются на его заседании.
1.6. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации
по решению МБДОУ или приказом заведующего МБДОУ.
2. Основные задачи логопедического пункта
1.2. Задачами МБДОУ №77 по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
3. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ
2.1. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация согласно
Приложению №1 к Положению.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с
момента завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МБДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
2

исходя из:
1) количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психолого-медикопедагогическо комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда
на 25 таких обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложения №2 и №3 к
Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (Приложение
№4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед
(учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4
Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта руководителя Организации.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы
3

2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
2.9. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям
2.10. В
рабочее
время
учителя-логопеда
включается
непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной
платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная и иная.
2.11. Консультативная
деятельность
учителя-логопеда
(учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного
процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимся.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов.
3. Организация деятельности логопедического пункта
3.1. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, и дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные, имеющие нарушения
в развитии устной речи.
3.2. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.3. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с

4

санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.4. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12
человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения.
4. Руководство логопедическим пунктом
4.1. Общее руководство логопедическим пунктом МБДОУ осуществляет заведующий
МБДОУ.
4.2. Заведующий МБДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической
работы;
- осуществляет подбор кадров для квалифицированной коррекционной работы по
устранению речевых недостатков;
- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием и необходимыми
методическими, дидактическими пособиями.
4.3. Учитель-логопед:
- проводит занятия с детьми, в ходе которых осуществляется коррекционно-воспитательная
работа по преодолению речевых нарушений;
- осуществляет взаимодействие с воспитателями, педагогами по вопросам речевого развития,
развития коммуникативных и других способностей воспитанников;
- поддерживает связь с учителями – логопедами специальных и общеобразовательных школ,
детской поликлиники, врачами - специалистами детской поликлиники и специалистами
ПМПК; участвует в работе педагогических консилиумов, Педагогических советов МБДОУ,
методических объединений учителей – логопедов (района, города);
- разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику
коррекционной работы по преодолению дефектов речевого развития воспитанников;
- предоставляет до 30 мая текущего года ежегодный отчет о проделанной работе.
5. Направления деятельности учителя-логопеда
5.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование по специальности «Логопедия».
5.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным
образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
5.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование
устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных;
психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых
расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития
и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных;
5

составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу;
составление расписания занятий.
Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня
профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и
мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на
уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые
консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов
со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителялогопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по
выявлению детей группы риска.
Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование
речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений
речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей
функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Организационно-методическая работа включает в себя: разработку методических
рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям,
перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом;
поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и
дидактического материала.
5.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями
и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и
иная.
5.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной
деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников детского сада;
- информационных стендов.
На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учительлогопед:
- проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более
тщательно обследуя речь детей;
- дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического дефекта;
- проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести речевого
дефекта;
- оформляет необходимую документацию.
6. Права и обязанности учителя-логопеда
6.1. Учитель-логопед обязан:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетентности;
- нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
- ознакомить родителей (законных представителей) с речевым заключением ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;
- вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим Положением;
6

- способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
- обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
- строго соблюдать принципы педагогической этики;
- выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
- осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей,
имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого
режима в группе.
6.2. Учитель-логопед имеет право:
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий дошкольного
образовательного учреждения;
- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и
методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
- знакомиться с документаций ДОУ;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию
и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится
в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

7

Приложение № 1
к Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся,
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

получающих

Приложение № 2
к Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
Заведующему
МБДОУ – детский сад №77
_______________________
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, _____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) ______________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /______________________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

8

Приложение № 3
к Примерному Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
Заведующему
МБДОУ – детский сад №77
_______________________
от _______________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я, _____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
________________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) _______________________________________
(нужное подчеркнуть)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу
организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/ психологопедагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

9

Приложение № 4
к Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых,
хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности
при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность
при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
10

4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей,
результаты контрольных работ и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:

(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».