ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Пояснительная записка
Направленность - программа дополнительного образования «Самбо» (далее –
Программа) относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Самбо – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из
системы физических, психических и духовных упражнений, которая может
использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола,
возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания. Программа
предусматривает изучение истории, теории и практические приемы борьбы, владение
спортивной техникой, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых
для самообороны.
Отличительной чертой борьбы самбо является формирование в ходе занятий у
занимающихся единой универсальной двигательной, физической и психологической базы.
Которая в дальнейшем будет являться основой для успешных занятий различными
видами спорта и любой профессиональной деятельности. Формируемая база включает в
себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека – его дыхания,
движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела,
тела другого человека и т.д. Приобретаемые правильные навыки способствуют
слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем
самым оказывают оздоравливающе воздействие на физическое и психологическое
состояние занимающегося.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
2
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
Актуальность состоит в создании условий для активного включения
обучающихся в процесс изучения борьбы самбо, формировании у них моральнонравственных, духовных, патриотических качеств и развитие чувства любви к Родине,
физическое совершенствование детей и подростков
Отличительные особенности состоят в том, что программа даёт возможность
помочь наиболее полно раскрыть способности каждого отдельно взятого ребёнка. Она
способствует сохранению физического и психического здоровья учащегося, успешности,
адаптации в обществе; формированию устойчивой привычки к систематическим
занятиям; выявлению перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения
обучения в специализированных спортивных школах. Программа направлена не только на
получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а
обеспечивает организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в
активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Адресат образовательной программы. Программа рассчитана на один год
обучения для детей 5-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных
задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенкадошкольника.
Старший дошкольный возраст – это период быстрого роста и физического развития
организма ребенка, а поэтому ДОО должно уделить значительные усилия для
нормального развития воспитанников. В этот период необходимо обратить внимание на
развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также
стимулировать нормальный обмен веществ в организме. Важное значение в этом возрасте
имеет также укрепление опорно-двигательного аппарата, разностороннее развитие
мышечной системы, формирование правильной осанки, двигательной активности детей.
Это влияет на развитие центральной нервной систем и, совершенствует анализаторы и
развитие взаимодействия.
У детей этого возраста интенсивно развивается и совершенствуется весь организм.
Темпы роста и развития отдельных органов и функциональных систем несколько
снижаются по сравнению со средним дошкольным возрастом, однако остаются
достаточно высокими. Отмечено, что характерной особенностью процесса роста детского
организма является неравномерность и волнообразность. Костная система
характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата,
но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Длина тела
увеличивается в этот период в большей пропорции, чем его масса.У детей наблюдается
постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с
ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время
интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью
движения.
3
Именно в период 5-7 лет жизни закладываются основы культуры движений;
успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные
знания. Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие
новые двигательные умения осваиваются без специального инструктажа.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность – 1
академический час (для детей 5-7 лет – 30 минут).
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения Программы 72
часа.
Срок освоения Программы:
- 36 недель / 9 месяцев (с 01.09 по 31.05) - 1 год обучения
Уровневость. Содержание Программы (задания и задачи, предметный материал и
пр.) организовано в соответствии с уровнем сложности – стартовый, который
предполагает знакомство с основными представлениями,не требующими владения
специализированными предметнымизнаниями и концепциями, участие в решении заданий
и задач,обладающих минимальным уровнем сложности, необходимымдля освоения
содержания программы. Вскрывает самоеглавное, фундаментальное, и в то же время
самое простоев каждой теме, предоставляет обязательный минимум, которыйпозволяет
создать пусть неполную, но обязательно цельнуюкартину основных представлений.
Задания этого уровняпросты, носят в основном репродуктивный характер,
имеютшаблонные решения.
Перечень форм обучения: подгрупповая (до 10 человек)
Перечень видов занятий. Программа «Самбо» предусматривает следующие
формы организации учебно-тренировочных занятий и формы организации учебной
деятельности:
- традиционное занятие
- комбинированное занятие
- практическое занятие
- игра
- открытое занятие
Перечень форм подведения итогов реализации Программы: опрос, занятиесоревнование, технический зачет, открытое занятие.
Цель и задачи программы
Цель программы: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие детей
средствами спортивной подготовки самбо.
Задачи:
Обучающие:
- изучение теоретических основ и правил борьбы самбо, знакомство с
историей данного вида спорта;
- изучение и овладение базовыми приемами, элементами техники и тактики борьбы
Самбо и углубленными знаниями по технике и тактике;
- овладение различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортзала);
- обучение безопасным приемам выполнения физических упражнений;
- обучение основным приемам контроля физического самочувствия;
Развивающие:
- общее оздоровление детей и подростков и развитие физических качеств (силы,
выносливости и самостоятельности у обучающихся;
- развивать культуру поведения, коммуникабельность детей, их социальная
адаптация в среде сверстников;
- формировать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям самбо и к спорту.
Воспитательные:
4
- формировать потребности в здоровом образе жизни и стремления работать над
собой;
- воспитывать ответственность и самодисциплину у обучающихся;
- готовить настоящих защитников Родины, способных защитить себя и помочь
остальным;
- воспитывать чувство уважения к окружающим, умение общаться со взрослыми и
своими сверстниками, детьми и подростками других возрастных
групп;
- приобщать к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитывать моральные и волевые качества;
- воспитывать чувства толерантности к другим и умения «постоять за себя»;
- воспитывать чувство справедливости, вежливое отношение к сопернику.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- применять упражнения, простейшие тренировочные методы физической
подготовки самбо, особенности окружающей природы, ландшафта и прочие особенности
экологической среды для собственного физического развития, сохранения и укрепления
здоровья, повышения работоспособности, самостоятельных занятиях физической
культурой и спортом;
- применять спортивное оборудование и инвентарь в тренировочном процессе;
- применять технику борьбы лёжа и борьбы стоя для достижения побед в
спортивных поединках.
Личностные:
- сформированная потребность в здоровом образе жизни и стремления работать над
собой;
- ответственность и самодисциплина;
- способность защитить себя и помочь остальным;
- сформированное чувство уважения к окружающим, умение общаться со
взрослыми и своими сверстниками, детьми и подростками других возрастных групп;
- устойчивые моральные и волевые качества; чувства толерантности к другим и
умения «постоять за себя»;
- вежливое отношение к сопернику.
Предметные:
знать:
- принципы здорового образа жизни, основанного на занятиях физической
культурой и спортом, а также основы спортивной гигиены;
- историю и основные правила самбо, физические качества, развиваемые
регулярными занятиями самбо;
- основные показатели и закономерности своего физического развития,
свойственные его полу и возрасту.
Содержание общеразвивающей программы
№
1
2
Учебный (тематический) план
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
Основы
знаний
(теоретическая
подготовка)
1
5
1
5
5
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Опрос
25
3
22
4
Общая
физическая
подготовка
Гимнастика, акробатика
12
3
9
5
Подвижные игры
11
2
9
6
Контрольные
упражнения,
соревнования
Итоговое занятие
16
3
7
Итого:
16
2
1
1
72
15
57
Технический
зачет
Технический
зачет
Технический
зачет
Технический
зачет
Открытое
занятие
Содержание учебного (тематического) плана
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в курс. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в
спортивном зале, правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса. Значение
физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития,
подготовки к труду и защите Родины.
РАЗДЕЛ 2. Основы знаний (теоретическая подготовка).
Теория: Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном
обществе. Краткий обзор истории самбо. Общие представления о физических
упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения
общеразвивающих физических упражнений. Общие представления о физическом
развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о
физической подготовке человека и сведения об основных физических качествах.
Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие
представления). Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Правила
организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований. Закаливающие
процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы
проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека,
требования при выполнении упражнений на формирование правильной осанки.
Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового
образа жизни. Питание - необходимое условие для жизни человека. Вредные привычки.
РАЗДЕЛ З. Общая физическая подготовка.
Теория: Понятие и функции общей физической подготовки.
Практика: Освоение навыков общей физической подготовки: основные строевые
упражнения на месте и в движении; простейшие базовые шаги: приставной шаг; бег:
обычный, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящий бег; бег на
короткие дистанции; кроссовый бег.
РАЗДЕЛ 4. Гимнастика, акробатика.
Теория: Строевые упражнения: команды «Становись» «Равняйсь», «Смирно!», «Вольно»,
«На 1-2 (1-3) рассчитайсь!», шагом «Марш!», «Стой», построения и перестроения в
шеренгу(-и) и колонну(-ы); размыкание и смыкание приставным шагом; повороты на
месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатика:
положения «Упор присев», «Упор лежа», «Группировка, перекаты вперед и назад в
группировке, на спину лежа на животе, в сторону из упора лежа; кувырки вперед, назад, в
сторону; стойка на лопатках; гимнастический «Мост» из положения лежа с помощью и
самостоятельно; простейшие соединения из 2-3 элементов.
Практика: Лазание: по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту. Упражнения на
перекладине: подтягивание, повороты, соскоки и др. Упражнения со скакалкой:
элементарные прыжки на месте на одной и двух ногах. Равновесие: ходьба по рейке
6
гимнастической скамейки; на напольном гимнастическом бревне — ходьба с выпадами и
на носках (лицом и спиной вперёд, боком), повороты на носках и на одной ноге,
приседания и переходы в упор присев, в упор на колено, стойка на одной ноге. Висы и
упоры: вис стоя, присев, лёжа; вис на рейке гимнастической стенки, канате, перекладине;
вис завесом двумя ногами, на согнутых руках, согнув ноги на низкой перекладине; вис
прогнувшись на гимнастической стенке; подтягивание из виса стоя; упор на кистях на
гимнастических брусьях и низкой перекладине. Опорные прыжки: в упор на колени на
стопку матов с соскоком произвольным способом. Преодоление гимнастической полосы
препятствий.
РАЗДЕЛ 5. Спортивные и подвижные игры.
Теория: Правила проведения игр.
Практика: Эстафеты с предметами и без предметов; встречные и круговые эстафеты;
эстафеты с преодолением препятствий; эстафеты с включением гимнастических
элементов. Игры: «вышибалы» «перестрелка» «охотники и утки», «прыгающие
воробышки», футбол, регби.
РАЗДЕЛ 6. Контрольные упражнения, соревнования.
Практика: Нормативы: бег 30 метров с высокого старта; бег 1000 метров; челночный бег
10х5 метров; прыжки в длину с места; метание малого мяча; подтягивание в висе (м), вис
(д); поднимание туловища из положения лежа за 30 сек.; наклоны вперед из положения
сидя. Техника комплексов общеразвивающих упражнений; прыжков в длину и в высоту с
разбега; гимнастических и акробатических упражнений. Участие в соревнованиях по
ОФП, «Весёлых стартах» и др.
РАЗДЕЛ 7. Итоговое занятие. Организация показательных выступлений обучающихся.
Обсуждение результатов, подведение итогов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Количество часов в неделю
2
Количество часов
72
Недель в I полугодии
17
Недель во II полугодии
19
Начало занятий
1 сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
Окончание учебного года
31 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- физкультурно-спортивный зал;
- скакалки;
- обручи;
- различные мячи;
- гимнастические маты;
- рулетка;
- свисток;
- секундомер.
Кадровое обеспечение
7
Программу реализует педагог дополнительного образования Гриньков Герман
Владимирович.
Методические материалы:
- книги и журналы;
- видео материалы с тренировочными комплексами;
- интернет источники:
1. http://sambo.ru – сайт Всероссийской федерации самбо.
2. www.fizkult-ura.ru – сайт ФизкультУРА.
3. www.consultant.ru – сайт Консультант плюс.
4. www.minsport.gov.ru – сайт Министерства спорта РФ.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В ходе реализации программы используются следующие формы контроля:
входящий, текущий, итоговый.
Входящий контроль проводится перед началом работы и предназначен
длязнакомства с ребенком и определения уровня его подготовки.
Текущий – проводится после изучения каждой темы программы. Он позволяет
провести подведение промежуточных итоговобразовательной деятельности, оценить
успешность продвижения обучающихся.
Итоговый – проверка уровня знаний, умений и навыков по освоению программы по
окончании всего курса обучения:беседа, опрос, занятие-соревнование, технический зачет,
открытое занятие.
Система нормативов, охватывает весь период обучения. Проверку уровня знаний,
умений и навыков рекомендуется проводить по окончании курса, использование
разнообразных методов диагностики и тестирования даёт возможность комплексного
учёта качества обучения воспитанников.
Контрольные упражнения
Критерии успеваемости
Правильность
выполнения Умение
держать
основную
стойку,
комплекса
утренней движенияамплитудные, спина, ноги и руки прямые.
гимнастики.
Стойка на лопатках.
Ноги и спина прямые, носки оттянуты, стоять 10 счетов.
Вставание на гимнастический Ноги и руки прямые, стоять 10 счетов.
мост.
Вставание на борцовский Накатиться на голову, касаясь носом ковра,
мост.
стоять 10 счетов.
Кувырок
вперёд
в Перекат через спину в упор присев, не касаясь головой,
группировке.
фиксация группировки.
Кувырок
назад
в Перекат на спину с выносом ног в сторону, не касаясь
группировке.
головой в положение упор присев.
Перекат
на
спину
с Перекат на спину с выносом ног в сторону, голова на
самостраховкой.
груди не касается ковра, чёткий хлопок руками о ковёр
вдоль тела.
Кувырок вперёд через плечо с Перекат через плечо на бок, голова на груди не касается
самостраховкой.
ковра, чёткий хлопок рукой о ковёр, правильная
постановка ног.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
8
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Литература, использованная для составления Программы
1. Бабушкин, Г. Д. Общая теория спорта: современные концепции подготовки
спортсменов: учебник / Г. Д. Бабушкин. - Саратов: Вузовское образование, 2020. - 294 c.
2. Билич, Г. Л. Атлас анатомии человека: учебное пособие: в 3 томах / Г. Л. Билич. Ростов-на-Дону: Феникс, [б. г.]. - Том 1 - 2014. - 488 с.
3. Гарник, В. С. Самбо: методика учебно-тренировочных и самостоятельных
занятий. Учебное пособие / В. С. Гарник. – М.: Московский государственный
строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. - 191 c.
4. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М.
Гордон. – М.: Физкультура и спорт, 2008.- 256 с.
5. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по
физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. – М.:
Советский спорт, 2010. - 246 с.
6. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебнопрактическое пособие / Т. Ю. Карась. - 2-е изд. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 131 c.
7. Катанский, С.А. Теория и практика рукопашного боя: учебное пособие / С.А.
Катанский, Т. Касьянов. – М.: Спорт-Человек, 2018. -112 с.
8. Мясникова, Т. И. История и основы методологии научных исследований в
спорте: учебное пособие / Т. И. Мясникова; под редакцией А. В. Шишкина. –
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 244 c.
9. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.
С.Е. Табаков, С.В.Елисеев, А.В.Конаков. М.: Советский спорт, 2005. – 120 с.
10. Рудман, Д.Л. Школа Самбо Давида Рудмана: 1000 болевых приемов. Книга 2 /
Д.Л. Рудман, К.В. Троянов. – М.: Спорт-Человек, 2013. - 288 с.
9
11. Усков, В. А. Методология исследования психологической и педагогической
деятельности в спорте: учебно-методическое пособие / В. А. Усков. – М.: Московский
городской педагогический университет, 2010. - 192 c.
12. Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство / Харлампиев А. А. – М.:
Советский спорт, 1995. – 582 с.
13. Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. - Изд. 5-е,
испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002. – 448 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков - М.: Физкультура
и спорт, 1985. – 208 с.
2. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические
рекомендации / Подготовлены Ионовым С.Ф. и Чумаковым Е.М. – М.: Комитет по ФК и
Спри СМ СССР, 1986. – 60 с.
3. Гаткин Е. Я. Букварь самбиста / Е. Я. Гаткин. – М.: Лист, 1997. – 175 с.
4. Пискарев Н.Н. Национальные виды спорта / Пискарев Н.Е. – М.: Советская
Россия, 1976. – 80 с.
5. Рудман Л.И. Борьба дзюдо / Рудман Л.И. – М.: ФиС, 1984. – 176 с.
6. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо / Чумаков Е.М. – М.: Фаир-пресс, 1998. – 153 с.
7. Эйгиминас П. А. Самбо: Первые шаги. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 112 с.
10